Корабли

Египет


Главная     Корабли     Статьи     Новоделы     Галерея     Ссылки

Заупокойный храм Хатшепсут

Рельеф из заупокойного храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри (XVIII династия, 1490-1468гг. до н.э.).

Прорисовка фрагмента с кораблями

Рельефы содержат наиболее детальное описание далекого Пунта.
К сожалению, показано только прибытие египетского флота в Пунт и его возвращение в Фивы — упоминания о самом путешествии практически отсутствуют. Тем не менее, благодаря этим композициям, выполненным со столь характерным для египтян вниманием к деталям, мы можем увидеть, словно наяву, самые неожиданные и любопытные детали жизни страны благовоний и взаимоотношений ее обитателей с египтянами.

Экспедиция, которой руководил вельможа Панехси, длилась три года и началась на 9–м году правления царицы.
Возможно, всего было пять судов. Рельефы показывают 5 отправляющихся и 5 прибывающих кораблей.Кроме того, присутствует небольшая лодка сопровождения.
Приплывших иноземцев на берегу моря встретили царь Пунта Пареху, бородатый, похожий на египтянина мужчина в чепце и необычной набедренной повязке, и его супруга Ати, женщина невероятных объемов, едва умещающаяся на осле. Произошел обмен дарами, во время которого египтяне получили не только столь желанные благовония, но и другие дары «Земли бога»: слоновую кость, черное дерево, малахит, золото и электрум, а также живых обезьян и жирафов.

Несмотря на то, что по поводу локализации страны до сих пор ведутся нескончаемые споры, изображенная мастерами Хатшепсут тропическая природа Пунта — пальмы, жирафы и маленькие хижины пунтийцев, стоящие на сваях посреди болот, с лестницами у входов, без сомнения указывают на то, что это Африка. Посланцы царицы погрузили на корабли и более тридцати живых ладановых и мирровых деревьев в кадках.
Вернувшийся флот в Фивах с ликованием встречала сама царица.

Реконструкция и мидель-шпангоут по Б.Ланстрому

Длина кораблей около 23м.
Экипаж - 2 рулевых, 30 гребцов, 1-2 вперёдсмотрящих, 4-5 матросов.
Всего на пяти кораблях находилось около 200 человек.

Исходя из изображения можно предположить наличие килевой балки, встречающейся среди отдельных типов египетских кораблей. Но корпус должен был быть более плоскодонным, во избежание излишней валкости на борт.

Вид сверху и теоретический чертёж

Не ясным остаётся назначение канатов вокруг мачты, на чертеже они показаны схематично.

Хатшепсут снарядила в путь большие по тем временам морские корабли с приподнятым высоким носом, кормой увенчаной цветком папируса и мачтой с большим широким парусом. На корме располагались два рулевых весла и, как и на носу, наблюдательная площадка.
Рулевые вёсла снабжались верёвочными амортизаторами, которые предохраняли весла от поломки при ударах волн. Натяжение амортизаторов регулировалось рычагами.
Вёсла крепились к верёвочным, или из кожанных ремней, уключинам.
Мачта несла относительно широкий парус, два рея позволяли ставить его под углом к ветру.
Корпус по-прежнему, как и на кораблях Сахура, укреплён "гипозомой", но обвязка отсутствует. Видны выступающие из бортов бимсы.

Рельефы были когда-то окрашены, но сохранились лишь отдельные фрагменты.

Плывущие корабли

Веретенообразная форма корпуса предполагает дифферент на нос при попутном ветре, что и показано на рисунке.
Несколько человек забирались на нижний рей, чтобы уравновесить кренящий момент создаваемый большим парусом.

У берега, погрузка

Как и на большинстве египетских судов, парус убирали опуская верхний рей и подвязывая его к нижнему, жёстко зафиксированному рею.

Возвращение

Груз рамещали не только в трюме, но и на палубе, где условия хранения были лучше.

С поднятым парусом

Показан второй возможный вариант ахтерштевня - плоский, а вот закруглённые с торцов площадки на носу и корме встречались гораздо реже и для данного корабля маловероятны.

У берегов Пунта