Корабли

Египет


Главная     Корабли     Статьи     Новоделы     Галерея     Ссылки

Гробница Кенамуна ("финикийские корабли")

Считается, что это самые детальные изображения сирийско-ханаанских судов, которые дошли до нас на стенах гробницы вельможи Кенамуна (Kenamun) (Т162, Фивы, около 1400 г. до н.э., XVIII династия, при фараоне Аменхотепе III).
К сожалению, на сегодняшний день оригинал утрачен.

Прорисовка изображения

Рисунок показывает прибытие группы торговых судов в египетский порт. Судя по внешнему виду (бороды характерной формы и пёстрая одежда),они укомплектованы сирийцами. Однако, сами корабли сделаны в свойственной египтянам манере судостроения: в виде полумесяца, имеющие форму "ложки" корпуса, оконечности приподняты в носу и корме, вертикальные штевни, широкий квадратный парус с двумя реями - всё это присутствует и на морских судах Хатшепсут.
Все же, есть одно ключевое различие: корабли царицы были снабжены “гипозомой” - продольным канатом, а на приведённых судах его нет.

В тоже время, небольшие печати относящиеся к 13 веку до н.э., найденные в Угарите содержат изображения двух кораблей Леванта. Корпуса обозначены прямоугольниками (напоминая корабли "народов моря" из Мединет-Абу), ещё один прямоугольник, показан выше. Он может представлять фальшборт, деталь, которая присутствует и на торговых судах из фиванской гробницы. Пять параллельных наклонных линий внизу каждого корпуса, воспроизводят вёсла. Суда имели вертикальные фор - и ахтерштевни. Выше фальшборта, одно судно несёт мачту и рей с вантами. Над другим показано подобие мачты с непонятными закруглёнными линиями вокруг неё.

Фрагмент 1. Большой корабль

Фрагмент 2

Таким образом, рисунки из гробницы изображают либо новый тип египетского судна, укомплектованного по какой-то причине сирийской командой, или сирийские суда, которые египетский художник нарисовал в привычной для себя манере. По мнению Л.Кассона, второй вариант кажется более приемлемым.
Однако, маловероятно, чтобы художник мог не знать отличия между нильскими и левантскими кораблями, которые прослеживаются в египетском искусстве ещё с периода Древнего Царства.

Вариант реконструкции по Х.Нойкирхену

Решением вопроса может быть другое обяснение, финикийские купцы доставляя товар в глубь страны, просто перенесли груз со своего морского корабля на египетское речное судно. Такая практика известна и в современном мореплавании.
Причиной также могла быть монополия египетских властей на речные перевозки внутри страны или аренда финикийцами кораблей для совместного торгового предприятия.