Корабли

Египет


Главная     Корабли     Статьи     Новоделы     Галерея     Ссылки

Храм Рамзеса III в Мединет-Абу

Триумфальный рельеф храма Мединет-Абу отражающий событие 8-го года правления фараона Рамзеса III (XX династия, 1185-1153гг. до н.э.), нападение "народов моря". Один из редких случаев изображения морского боя и кораблей, специально предназначенных для военных действий.
К сожалению, окраска рельефов давно утрачена, а вместе с ней и многие детали изображения.

Панорама

Среди вторгшихся в дельту были филистимляне, джеккеры, шекелеш, шардана, дануна и уешеш.
Фараон прибыл навстречу вражеским войскам в местность Джахи (как следует из “Восхвалений царской резиденции” - находилась близ Пелусийского русла Нила на восточной границе Дельты).

Сражение состояло из трёх этапов.
На первом, египтяне неожиданно окружили на суше и воде противника (вероятно, во время высадки на берег) и лучники обстреляли его.
Затем египетские корабли атаковали суда "народов моря", обстреливая их и стремясь зацепить крючьями на веревке и перевернуть.
На последнем этапе, побеждённых вытаскивают из воды и захватывают в плен на уцелевших кораблях.

Фрагмент с кораблями

Представлены 4 корабля (на 2-х по 16 гребцов, 1 - 20 и 1 - 22 гребца; таким образом, всего три типа судов) традиционной формы, с высоко поднятыми оконечностями. Скорее всего, длина изображённых судов соответствуют действительности, т.к. эти суда предназначены для использования на реке, где большие размеры были бы помехой. Декор сделан в одинаковом стиле, что подразумевает одного владельца - фараона и сходную сферу использования для всех судов.
Ростры выполнены в виде львиных голов, символизируя египетскую богиню войны Сехмет, каждая держит в зубах голову одного из противников Египта - филистимлянина, нубийца, ливийца и сирийца. Соответственно, корму кораблей венчают львиные хвосты.

Один из кораблей

Новые элементы в египетском судостроении.
Высокий фальшборт, прикрывающий гребцов. "Воронье гнездо" на топе мачты, где находится пращник, снаряды для него поднимали наверх в специальных сумках.
Необычна также система уборки паруса - с помощью гитовых, позволявших быстро сворачивать его перед самым боем, не загромождая палубу.
Место кормчего, который управляет одним веслом, для увеличения обзора поднято выше обычного, он сидит на специальном сиденье или же на помосте и скрыт за ограждением (в этом случае предполагается условность изображения).
Палуба сделана на уровне сидений гребцов (вероятно, банки одновременно являются бимсами), поэтому египетские воины находятся заметно выше, чем их противники.

Фрагмент с ростром

Однако, носовая фигура по-прежнему делается из дерева, искусно украшается и не используется в качестве тарана, форштевень традиционно служит для схода на берег и как переходной мостик на другой корабль.

Чертёж Б.Ланстрома

Cтавший основой для всех последующих интерпретаций.
Показаны типовые элементы египетского судостроения (палубный настил, крепление мачты и рулевого весла, устройство помостов и т.д.). Применение которых подразумевается, хотя и не видны на оригинале.
Однако массивные штевни, как продолжение кильбалки, хотя и имеют аналогии, не подтверждаются иконографией (рельеф показывает стоящих на них воинов, что невозможно при такой реконструкции). Поэтому они не соответствуют действительности.

Вид с кормы (Б.Ланстром)

Не совсем привычная окраска паруса скопирована с фрагмента из гробницы периода XVIII династии. Декорирование парапетов и оконечности также аутентично.
Но "марс" на топе мачты, вероятно, всё же делался не из прутьев, а из дерева.

Сражение