Корабли

Египет


Главная     Корабли     Статьи     Новоделы     Галерея     Ссылки

Пирамида Сахура

Рельеф на стенах припирамидного храма фараона Сахура (Sahure) в Абусире.
Сахура - второй царь V династии, правивший в 2487—2475 до н.э..
Части рельефов находятся в Берлинском и Гамбургском музеях.

Прорисовка рельефа

Первое известное в истории Древнего Египта подробное изображение кораблей содержащее много уникальных деталей, назначение которых не всегда понятно. Результатом стало несколько вариантов реконструкций.

Корабли были построены для экспедиций в Финикию и Пунт (Восточная Африка, вероятно, территория Африканского Рога, современное государство Сомали). Считается, что рельефы показывают возвращение из Сирии с грузом кедрового дерева - на кораблях показано много азиатов.

Из надписей следует, что на тринадцатом году правления фараона Сахура была предпринята успешная экспедиция в страну Пунт. В Египет было доставлено 80 000 мер мирры, 6000 весовых единиц сплава золота и серебра, а также 2600 стволов ценной древесины.
Возможно, этот пункт назначения объясняет относительно небольшие размеры кораблей, так как другие источники свидетельствуют, что их перевозили от Нила на побережье Красного моря в разобранном виде.

Один из кораблей

Расчётные размерения:
длина - около 18м
предполагаемая ширина (по модели) - 4м
высота борта - 1,2м

Мачты опущены, так как корабли показаны во время отправления и после возвращения домой. В поднятом состоянии мачта фиксировалась, кроме вант, скрученными канатами.
На форштевне рисовали всевидящий глаз Гора, на ахтерштевне - иероглиф Анх, символ жизни.
На одном из судов показана, возможно, палатка или же уложенный груз.

Корпус корабля сшивался верёвками, хорошо видны пояса наружной обвязки в местах наибольших напряжений (на уровне бимсов и в оконечностях).
Дополнительную прочность, в условиях плавания по морю, обеспечивал канат, натяжение которого регулировалось воротом.
На корабле имелось четырнадцать гребных вёсел (на одном показано 16) и три рулевых, которые крепились к релингам на кормовой площадке.
На носу держали причальные кнехты, вспомогательные шесты - шпирты, для удержания паруса и каменный якорь.

Чертёж корабля (Б.Ланстром).

Вид с кормы, хорошо видно применение шпиртов.

Однако механизм подъёма мачты так и не получил удовлетворительного объяснения: шарнирное закрепление мачты и уравновешивание её каменными грузами выглядит очень не надёжным и не находит подтверждения среди моделей. Поэтому, до сих пор, остаётся неясным назначение некоторых деталей кораблей.
Следующие спорные моменты: плоские борта и относительно небольшая ширина корпуса представляются не достаточными для хорошей остойчивости такого судна на морской волне.

Второй вариант реконструкции ("Valecne lode",Praha,1985).

Отличается более полными обводами и округлыми бортами.

Ещё один вариант (А.П.Шершов).

Предложен вариант использования палубных конструкций.

Сборная модель

Сделана на основе реконструкции Б.Ланстрома.
Фирма предлагает сшить корабль, так как это делали древние египтяне.